Тренды

МСФО 16: что вам нужно знать

Со вступлением в силу МСФО 16 в январе 2019 г. условия аренды для компаний изменятся, включая аренду офисных помещений и другой недвижимости. Известная финансовая журналистка Мелани Райт объясняет, что означают эти изменения и почему компании должны быть к ним готовы.

 

Многие компании арендуют офисные помещения, автомобили и т. д. довольно часто. Новый международной стандарт финансовой отчетности (МСФО) вступает в силу в январе 2019 г. и содержит новые правила, которые определяют и регулируют договоры аренды компании.

1. Будьте готовы включить договоры аренды в баланс предприятия

В ходе бухгалтерского учета операций аренды арендаторы должны различать договоры финансовой аренды, включаемые в баланс предприятия, и договоры оперативной аренды, которые туда не включаются. Однако, по мнению Совета по Международным стандартам финансовой отчетности, из-за этого очень трудно получить полное представление об активах и обязательствах компании. Со вступлением в силу МСФО 16 практически все договоры аренды будут рассматриваться в балансе предприятия как активы и обязательства, что решит эту проблему.

2. Внимательно ознакомьтесь со всеми договорами аренды

Определение аренды согласно правилам МСФО 16 шире, чем по правилам Международных стандартов бухгалтерского учета, поэтому компаниям будет необходимо проверить все договоры на предмет потенциальной аренды — по новым правилам. Согласно правилам МСФО 16, договор является договором аренды, если он «передает право управлять использованием идентифицируемого актива в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение» (МСФО 16:9). Чтобы определить, является ли заключенный вами договор договором аренды, необходимо установить, можно ли четко определить актив и имеет ли компания право получать экономические выгоды от использования этого актива.

Например, если вы арендуете часть складского помещения для хранения товаров, но арендуемая вами площадь зависит от того, какая часть помещения свободна, то этот договор аренды, скорее всего, не будет считаться арендой по правилам МСФО 16, поскольку актив трудно определить. Впрочем, если вы арендуете конкретную часть складского помещения на установленный промежуток времени, этот актив можно определить и, следовательно, договор считается договором аренды.

 

3. Пересмотрите условия по уже заключенным договорам

МСФО 16 сможет влиять на показатели эффективности и финансовые показатели, такие как оборот активов, платежеспособность, коэффициент текущей ликвидности, процентное покрытие и чистый доход, поэтому важно, чтобы компании были готовы к этим изменениям. Многие арендаторы заметят, что их операционный денежный поток увеличился, поскольку только часть арендных платежей, отражающих проценты по договорным обязательствам, может быть представлена в разделе финансовых операций.

Компании, которые не учли «замороженные» общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) в своих финансовых операциях, могут обнаружить нарушения кредитных условий после вступления в силу новых правил, поскольку их зарегистрированный дебет может вырасти. Вероятно, что компаниям, совершающим операции на рынке капитала, до или после внедрения МСФО 16 придется тщательно подумать об их влиянии на коэффициент платежеспособности. Возможно, они захотят пересмотреть некоторые из своих договоров аренды.

4. Найдите более выгодные условия аренды

МСФО 16 допускает два исключения. Это аренда на срок не более 12 месяцев без возможности приобретения и аренда объектов, когда стоимость базового актива в новом состоянии невысока. Например, если компания арендует офисное помещение всего на несколько месяцев, это не должно включаться в баланс предприятия. Соответственно, чтобы сократить количество вносимых в баланс предприятия объектов аренды, тем компаниям, у которых есть долгосрочные договоры аренды, можно порекомендовать поискать объекты с более гибкими условиями аренды.

5. Пересмотрите тип и срок договоров аренды недвижимости

Поскольку, согласно новым правилам МСФО 16, арендуемую недвижимость, включая офисные помещения, также будет необходимо включать в баланс предприятия, многие компании могут перейти на более короткие сроки аренды или на аутсорсинг офисных помещений у поставщиков таких услуг. Учитывая перечисленные выше исключения, эти объекты аренды не нужно будет включать в баланс предприятия, что поможет сократить административную нагрузку.

 


Мелани Райт — известная британская финансовая журналистка и бывшая заместительница редактора финансовых новостей The Daily Telegraph. Статьи Райт выходят во многих газетах Великобритании, включая The Sunday Times, The Daily Telegraph и The Observer.